Асет Найманбайулы (1867, Карагандинская область, Актогайский район, село «Кызыл-Арай» — 1922, Китай, Кульжа) — казахский поэт, певец и композитор.
В возрасте 7-8 лет получил начальное образование у имама медресе Зейноллы. Здесь он сосредоточился на освоении арабского языка и восточной поэзии. Племя аргын происходило от майлыкских атасов рода каракесек.[1][2][3][4]
В 14-15 лет начал свой творческий путь как музыкант и певец. Родители Асета были бедными крестьянами. Позже, когда он вырос и начал заниматься айтысом, некоторые поэты критиковали его за бедность. Однако Асет, понимавший, что истинное богатство — в искусстве и образовании, не давал никому возможности высказаться резко. Асет был образованным и открытым человеком. Его мировоззрение и глубина мысли получили широкое признание, особенно в жанре айтыса. Например, когда Асет соревновался со знаменитой поэтессой-девушкой Ырысжан, ему было всего восемнадцать, но, несмотря на это, он с лёгкостью разгадал её сложные загадки. Это ясно показывает образованность и ум поэта. Таким образом, айтысы Асета и Ырысжан по мастерству и мастерству владения словом являются лучшими творениями после Биржана и Сары.
Асет – прежде всего поэт-айтысист. Помимо Ырысжана, он соревновался с поэтами Арипом, Бактыбаем, Карибаем, Кали, Саметом и Маликой. У Асета есть эпические поэмы «Салиха-Самен», «Агаш ат», «Перизат», «Уш жетим кыз», «Нургыман-Нагым», «Малик-Дарай», «Жумсап» и «Кешубай». Он перевёл (вольно) роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и составил на его основе айтыс. Среди наследия Асета наибольшей известностью в народе пользуются его песни. Он продолжил и развил традицию песни «Арка», переданную Биржан Салом и Акан Сери. В его песнях юности («Киши Ардак», «Улкен Ардак», «Каракоз», «Макпал») заметно влияние тонких лирических аканских песен, трогающих душу психологической глубиной. Это характерно и для песен Асета с точки зрения формообразования, музыкально-синтаксических особенностей характерных стихов. Песня «Инжу-Маржан» (иногда называемая «Асеттин ани») – произведение, ярко определяющее его стиль. Он также является автором песен «Ыргакты», «Аккарагер», «Каракоз», «Майда коныр», «Жалган-ай», «Сырмак уйкер» и других. В своих произведениях Асет воспевал свою страсть к жизни, свою неизменную любовь к родному краю, своей земле. Стихи и песни поэта проникнуты неповторимым колоритом кочевого быта, историей и этнографией казахского народа. Поэтическая сила Асета ярко выражена образностью, яркими метафорами и яркими аналогиями.[5]
Он продолжил и развил поэтическую традицию великих сыновей Сарыарки – Биржана сала Кожагуловича и Акана сери Корамсаулы. В то же время он был инициатором широкого распространения своих родных песен в Жетысу, Тарбагатае и на Алтае.
В 1916 году, во время национально-освободительного восстания, Асет бежал в Китай вместе со своими соотечественниками, спасавшимися от карательных отрядов. Он с радостью встретил весть об Октябрьской революции и тосковал по родине на чужбине. Асет умер в Кульдже в 1923 году.[6]
В 1910 году К. Халиди записал и опубликовал несколько народных стихотворений Асета Найманбайулы. В советское время стихи Асета Найманбайулы впервые были опубликованы С. Сейфуллиным (1925). В 1936 году вышла специальная статья Б. Искакова о жизни и творчестве поэта, а в 1968 году вышел первый сборник произведений Асета Найманбайулы, составленный Б. Адамбаевым. В этот сборник вошли 34 стихотворения (включая песни), 4 айтыса-кагыса и 4 дастана-киса поэта. В сборник Нуржекеева «Асет», изданный в 1988 году, вошли 29 песенных текстов, 71 стихотворение, 10 айтысов-кагыса и 8 дастан-киса.
Именем композитора названы южная часть улицы Джамала Омарова и восточная часть улицы Кыз Жибек в Медеуском районе Алматы. Протяженность улицы составляет 856 метров.
Дата присвоения | Учреждение | Решение Маслихата | Решение Акимата |
---|---|---|---|
Данные на русском еще не внесены | - | Данные на русском еще не внесены | Данные на русском еще не внесены |