1842-1911
Жырау
Базар Жырау ОндасулыБалкий базар (1842, село современного Кармакшинского района – 1911, Узбекистан, Тамдынский район, Жалпактау) – жырау.
Его род – Балкы, входящий в род Шомекей, поэтому Балкы Базар известен в народе как жырау. Стихи Базара разнообразны. Особое значение имеют стихотворения «Храбрый человек, рожденный народом», «Жигиттик», «Жиырма бес», «Назекене», «Гашык хам», «Дунье» и другие.
Базар также пишет по-своему о знаменитом «Жиырма бес», который поэт не обошёл стороной. В стихотворении «Жиырма бес» поэт сравнивает юность с буйной стихией, бурей, ливнем. Он ждёт от каждого молодого человека служения своей стране.
В своих стихах жырау восхваляет прославленных героев.
Некоторые из посвящений Базара выражают его чувства к отдельным людям. Стихи «Суйген хама», «Нарманга», «Бака биге» относятся к таким стихотворениям-посвящениям.
В философских стихах Базара, поднимающих социальные вопросы, таких как «Ар кемелге - бир зауал» и «Сум дунье», «Алгыр кыран», «Камал бузар батыр, жел жатпес жуйрик», «Кун тиемес сулу», всё уходит в прошлое. В них показано, что богатство, богатство и мир неразделимы.
Будущий жырау рано осиротел и вырос под опекой дяди Утемиса. В девять лет Таспен би взял его под свою опеку. Жырау, известные в то время в Сырбойском и Аркинском районах, часто приезжали в село Таспен на недели и месяцы. Это было одной из главных причин, по которой Базар встал на путь жырау, и это стало большой школой. Базар жырау стал ребёнком-жырау в возрасте 15-16 лет. В 1858 году Таспен би пригласил добрых людей Кызылкума, устроил большой пир, подсадил под Базара быстрого коня, накрыл его буркой и пожелал ему удачи в пути жырау. С тех пор Базар путешествовал по Ору, Иргизу, Сырбою, Кызылкуму, Ургенишу и Хиве как жырау. Он знакомился с сказаниями ногайской эпохи, распространёнными в этом районе, запоминал их и пел среди народа. Находясь в Хорезме, он исполнял на казахском языке дастаны, широко известные среди народов Средней Азии («Кёроглу», «Жусип-Ахмет» и др.), и распространял их среди сырбоя. Кроме того, он издавал небольшие дастаны «Амина кыз» и «Айна-Тарак» по мотивам восточных сказаний. В 1907 году Базар жырау возродил и исполнил поэму «Айман-Шолпан», изданную в Казани. Позже он внес множество изменений в поэму «Кыз Жибек», перепел её и распространил по всей стране. Это показывает, что Базар жырау следовал по стопам Назирау. Очевидно, что жырау был хорошо знаком с восточной и исламской философией того времени. В своих фундаментальных поэмах «Ер кемелге – бир завал», «Тіршіліктин тюркије», «Керкулан», «Кермийк» и др. он рассматривает смысл жизни, глубоко размышляет о добре и зле в жизни, о гуманности и жестокости. Его стихи полны афоризмов. Жырау умело использует пословицы, которые произносятся в устах народа, переосмысливает их, украшает, порой придавая им совершенно иной смысл. Кроме того, он включает в свои поэмы нравоучительные изречения Лукпана хакима и Коркыта баба. Юность Жырау, разные времена года, место, где он родился и вырос, и т.д. О нём также написано много стихов и песен. В казахской устной поэзии также немало стихов, написанных в жанре посвящений-эпиграмм, полных критики в адрес скупых богачей и злоупотребляющих акимов. Базар жырау прекрасно играл на домбре, адаптировал для своего голоса распространённые в долине Сыра мелодии, адаптировал и модифицировал их под ритм своих стихов. Его музыка жырау очень красива, и когда он исполняет рассказы и поэмы, он во многом их меняет. Это показывает, что у Жырау также был музыкальный талант. При жизни, особенно в старости, он записал множество поэм, песен и эпосов, устно рассказывая их своему ровеснику и родственнику, образованному сыну Нурымбета, Торемурату. Сохранилось около 15 тысяч строк поэм и эпосов, а также 5 эпосов. При жизни Базар жырау поэты и поэтессы долины Сыра считали его своим учителем и следовали его примеру. Стихи Базар жырау начали публиковаться только в XX веке. Они вошли в сборник «Терме», изданный в Ташкенте в 1925 году, и в книги «Варианты казахской литературы», изданные в 1931 году. Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабай высоко ценили его творчество и признавали его великим поэтом после Бухар жырау и Махамбета. Большой вклад в собирание произведений жырау внесли А. Дивай, Сейфуллин, А. Маргулан, А. Кайнарбай.
Именем жырау названа одна из улиц Алатауского района города Алматы (решением маслихата города). Улица расположена западнее улицы Северный жыр, севернее проспекта Турара Рыскулова. Её длина составляет 423 метра.
Дата присвоения | Учреждение | Решение Маслихата | Решение Акимата |
---|---|---|---|
Данные на русском еще не внесены | Базар жырау | Данные на русском еще не внесены | Данные на русском еще не внесены |